Школьная служба примирения
Медиация
10.12.2019
Служба
примирения (медиации) является объединением
педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в
разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в
образовательном учреждении.
Медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между
детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты,
становятся нарушителями или жертвами. Те способы реагирования на конфликты,
которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют
подлинные конфликты неразрешенными.
Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное
пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей,
родителей и т.д.). Школьная медиация нужна для мирного решения проблем,
снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой
практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона,
называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и
движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от
агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать
поведение тех, кто уже оступился.
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый,
как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан,
услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение
ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. В
процессе медиации стороны обычно вырабатывают соглашение, заключают договор.
Цели школьной службы
медиации
1. Распространение среди учащихся, родителей и
учителей цивилизованных форм разрешения конфликтов.
2. Помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе
принципов восстановительной медиации.
3.Снижение количества административного реагирования
на правонарушения.
Задачи школьной службы
медиации
1. Проведение примирительных программ
(восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций
и т.д.) для участников конфликтов ситуаций.
2. Обучение школьников цивилизованным методам
урегулирования конфликтов и ответственности.
3. Информирование учеников, родителей и учителей о
принципах и ценностях восстановительной медиации
Миссия школьной службы
медиации
1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов
2. Конфликт превращается в конструктивный процесс
3. Приобретаются навыки активного слушания, лидерства
и другие полезные коммуникативные умения
4. Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых
5. Развивается чувство ответственности за свой выбор и
решения, а также усиливается чувство личной значимости.
Деятельность
службы примирения основана на методах восстановительного правосудия и строится
на следующих принципах:
1. Принцип добровольности, предполагающий исключительно
добровольное участие в программе примирения конфликтующих сторон.
2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы
примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение
составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и
безопасности.
3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать
сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба
примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной
стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно
найти решение